БАХМУТСКАЯ И.В.,
ЯНКОВА З.А. |
|
Экспертами 87 стран мира ( в рамках ООН ) было проведено исследование "Сохранит ли человечество человечность?" Итоги этого исследования позволили прийти к следующим выводам: 1) во всем мире утверждаются рационализм, приобретательство, которые ведут к отчуждению человека от человека, народа от народа, государств друг от друга; 2) замена духовного, эмоционально-эстетического развития человека его информированностью предопределяет дисгармонию в обществе, разрушает в человеке человеческое начало; 3) гармонизации человеческих отношений, отношений между обществами разных стран, между государствами должна служить культура. Под последней понимается прежде всего процесс формирования творческой, социально активной, гуманистически ориентированной личности. Именно поэтому молодежь все в большей мере становится объектом социализации, образования ( воспитания ) и самовоспитания, субъектом широкой культурной деятельности. Настоящее выступление посвящено характеристике молодого человека, его деятельности в одном из важнейших социокультурных институтов, каким является юношеская библиотека. Значение обсуждаемой проблемы определяется как выявленными в процессе исследования специфическими потребностями молодежи, так и характером функционирующей в России особой системы юношеских библиотек, включающей в свой состав координационный, информационный, научно-методический, культурный центр - РГЮБ и 52 юношеские областные библиотеки. Изучение потребностей посетителей библиотек и технологии их удовлетворения юношескими библиотеками осуществлялось на основе репрезентативной выборки с использованием ряда социологических, психологических, социальных методов. В качестве метода, ранее не используемого в научной деятельности юношеских библиотек, был разработан метод научно-управленческого эксперимента, который обеспечивал цепочку: "исследование потребностей и форм их удовлетворения - разработка новых услуг и их контроль - внедрение наиболее эффективных форм в деятельность РГЮБ". Сопоставление собранных разными методами материалов, их анализ и обобщение позволили выявить ряд потребностей молодежи, не удовлетворяемых ни в семье, ни в школе (институте), ни во внешкольных учреждениях, и для реализации которых они приходят в юношескую библиотеку. Именно эти потребности были подвергнуты дополнительному исследованию. Дополнительному исследованию была подвергнута и юношеская библиотека как социальный институт. По мнению респондентов, основными критериями оценки деятельности юношеской библиотеки являются: качественный состав фонда, уровень удовлетворения спроса (малое число отказов, оперативная реализация спроса) и культура обслуживания. Анализ этих критериев позволяет сделать заключение о том, что под качественным составом фонда молодежью понимается наличие в нем новейших книг по проблемам экономики, менеджмента, права, социальной работы, делового общения, с которыми она связывает свое будущее профессионального самоопределения. Кроме того, под качественным составом фонда молодежь понимает и наличие в нем новейшей западной и русской художественной литературы, АВ - материалов, которых у них нет в семье и у друзей. Особое значение молодежь придает литературе , посвященной проблемам межличностного общения. При оценке культуры обслуживания особое значение респонденты придают культуре общения в библиотеке, диалогам "читатель-библиотекарь", "читатель-консультант", "посетитель-посе-титель", наличию в структуре юношеской библиотеки отделов бытовой информации ("куда пойти учиться", "где требуются работники", "где можно отдохнуть" и т.д.), а также специальным группам общения и творчества. Значительное число посетителей (19%) отмечает неумение некоторых библиотечных работников вести диалог, отсутствие у них навыков эмпатического слушания, связывает с этим недостаточно высокую культуру общения. 1/3 респондентов хотели бы, чтобы при юношеской библиотеке функционировала специальная школа-салон, где бы они могли получать новейшую гуманистическую и гуманитарную информацию, встречаться с творческими людьми, вступать с ними в равноправный диалог. Таким образом, причина неудовлетворенности части молодежи связана с желанием найти в библиотеке не только информацию для выполнения задания школы (института) или осуществить традиционный книгообмен, но и приобрести дополнительные знания и навыки для выбора профессии, общественной деятельности, спутника жизни, приобрести навыки межличностного общения, погрузиться в мир культуры взрослого человека. Именно на этапе 14-21 год, как известно, оформляется у молодежи система мировоззренческих понятий, приобретаются навыки и роли взрослого человека. В силу того, что юношеская библиотека призвана осуществлять социализацию, образование воспитание, самовоспитание, реализация перечисленных выше потребностей респондентов дает большой гуманистический эффект. Нерегулярность посещения частью молодежи юношеской библиотеки (20%) обычно связывается с такими формами проведения ими досуга, как телевидение, видеотека, туризм, любительские занятия, реже с наличием необходимых фондов книг и АВ-материалов в семье (32%) и книгообмен с друзьями (40%). Однако лишь одна треть посетителей юношеской библиотеки отдает предпочтение этим формам. И это понятно. Домашняя библиотека не может столь же оперативно и гибко реагировать на приобретение новых книг по приоритетным для юношества проблемам. Более того, родители часто не могут оценить новую информацию, дать необходимые для подрастающего поколения разъяснения. Поиск авторитета, консультанта становится для юношества первостепенной задачей. В силу этого роль юношеских библиотек не только не сокращается, но, напротив, возрастает по мере роста и изменения потребностей и запросов молодого поколения. Заменить юношескую библиотеку не могут и научные библиотеки. Об этом свидетельствуют специальные социологические исследования, проведенные в ряде этих библиотек. Так, по данным эмпирического исследования Красноярской краевой научной библиотеки, критерием оценки фонда являлось наличие не столько информации по приоритетным проблемам, сколько его полнота по разным проблемам. Равным образом не отличалось значение межличностного общения библиотечных работников с посетителями, желательность консультаций с ними, необходимость специальной репрезентации новейшей информации. Под удовлетворяющими читателей "условиями работы" научной библиотеки, культурой обслуживания понимались прежде всего "корректность обслуживания", его быстрота. В качестве основной причины, мешающей пользоваться библиотекой, называлась нехватка свободного времени для чтения, которую отметили 22% опрошеных или наличие собственной библиотеки у 19% респондентов. Приведенные данные свидетельствуют о существенных различиях потребностей и причин, мешающих пользоваться библиотекой юношеству и взрослым посетителям этого важнейшего социально-культурного института. Большой интерес представляет анализ оценки деятельности библиотек, как юношеских, так и научных. В этих целях посетителям предлагалось оценить четыре варианта суждений: 1) библиотека должна функционировать как традиционный центр выдачи книг; 2) библиотека должна сочетать в себе центры выдачи книг и информации; 3) библиотека должна включать в свой состав досуговый центр, творческие объединения, консультативные структуры; 4) библиотека должна специализироваться на каком-либо одном виде литературы. Респонденты считают, что современная юношеская библиотека должна превратиться в специфический социо-культурный многопрофильный институт (61%). Именно поэтому она должна включать в свою структуру информационный центр (около 40%), досуговые подразделения (59%) и одновременно давать полную информацию по проблемам, интересующим юношество (83%). Иная картина рисуется по данным исследования в научной библиотеке. Около 45% респондентов старше 30 лет считают, что библиотека должна отказаться от всяких изменений. Большинство женщин со средним образованием высказалось за сочетание центра выдачи книг и досугового центра, большая часть мужчин с высшим образованием - за создание специальной информационной структуры. Идея специализированных фондов поддержки не получила. Приведенные выше материалы являются аргументированным доказательством правомерности существования специализированной сети юношеских библиотек, удовлетворяющих многие приоритетные потребности молодежи и создающих условия не только для социализации и образования (воспитания) юношества, но и для формирования творческой, социально активной гуманистической личности. |